Все новости

ОЗК до 2025 г планирует купить 5 судов для экспорта зерна, до 2029 г построить 14 балкеров

Российские экспортеры зерна, столкнувшиеся в этом году с проблемами в обеспечении судами из-за санкций, намерены обзаводиться собственным флотом. Те, кто его имеет, планируют расширять транспортные возможности.

Как сообщили "Интерфаксу" в "Объединенной зерновой компании" (ОЗК), после завершения реконструкции принадлежащего компании "Новороссийского комбината хлебопродуктов" (MOEX: NKHP) (НКХП), ее ключевого портового актива, потребность компании в собственном флоте составит 19 судов-зерновозов.

Реконструкцию планируется завершить в 2025 году. "По нашим прогнозам, объем перевалки составит около 10,5 млн тонн в год. Исходя из расчетов компании, для обеспечения бесперебойной работы НКХП и экспорта зерна в дружественные страны необходимо порядка 19 балкеров дедвейтом 40-60 тыс. тонн", - заявили в компании.

С учетом информации российских верфей, первое судно может быть спущено на воду не ранее 2026 года. В целом же горизонт получения судов в ОЗК оценивают в 2026-2029 годы.

"Поэтому на первом этапе - в период до 2025 года - ОЗК планирует приобрести 5 бывших в употреблении сухогрузов на международном рынке, а также заказать строительство 14 балкеров у российских судостроителей", - сообщили в компании.

Стоимость судов будет определена после создания технического проекта. Подготовку соответствующей документации ОЗК ведет вместе с АО "ОСК", "Росагролизингом", а также с другими крупнейшими российскими экспортерами зерна.

Как считают в компании, ключевым вопросом является обеспечение сопоставимых цен с международными аналогами, в том числе, путем предоставления мер поддержки со стороны государства. В ином случае зерно не сможет поставляться по ценам, которые были бы привлекательны для конечных покупателей.

"Ситуация уходящего года обострила проблему доступности судов для перевозки российского зерна. Скрытые санкции привели к росту стоимости фрахта и проблеме наличия судов, владельцы многих из которых подверглись давлению со стороны своих морских властей", - заявил "Интерфаксу" председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин.

По его словам, в этой ситуации лучшие результаты показали экспортеры, которые имели свой собственный флот либо стратегических партнеров из числа шиппинговых компаний. "На этом фоне анонс ОЗК о создании собственного флота звучит более чем актуально. Аналогичную задачу решает и "Деметра-Холдинг", - сказал он. - Собственный флот уже имеют крупнейшие частные экспортеры - ТД "Риф" и "Астон", но и они собираются расширять его. Помимо ОЗК, российским экспортерам зерна требуются примерно 23-25 крупнотоннажных судов и до 60 судов класса "река-море".

Впервые о необходимости иметь собственный флот для экспорта продукции АПК было заявлено на Всероссийском зерновом форуме в Сочи в конце мая этого года. Выступивший на нем министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев заявил, что Минсельхоз РФ заинтересован в том, чтобы экспортеры российского зерна имели собственный флот, и намерен инициировать предоставление соответствующей господдержки.

В четверг Минсельхоз сообщил, что инициирует разработку проектной документации на строительство судов-зерновозов. Соответствующий заказ по договоренности с ведомством в ближайшее время объявит компания "Росагролизинг". В первую очередь необходимо строительство крупнотоннажных судов для поставок на дальние расстояния. На сегодняшний день потребность российских экспортеров составляет 61 зерновоз, из которых 27 грузоподъемностью 40 тыс. тонн и 34-60 тыс. тонн.

При этом ведомство рассматривает возможность оказания заказчикам судов государственной поддержки. Стоимость строительства и потребность в бюджетных средствах будут определены по результатам технического проектирования и подбора комплектующего оборудования.

Как считают в Минсельхозе, создание собственного грузового флота для экспорта российского продовольствия является одной из стратегических задач и важным фактором развития агропромышленного комплекса РФ. На зерновую продукцию приходится более трети экспорта отечественной продукции АПК. Основным способом транспортировки являются именно морские перевозки (более 80%).

По прогнозам ведомства, экспорт продукции АПК может достичь $40 млрд против $37,1 млрд в 2021 году.

Интерфакс

Последние новости